Если попристальнее всмотреться в черты Гарри, станет понятно,
что дело не только
в фактах, свидетельствующих о его героизме. Создается впечатление, что
Гарри, несмотря на все его необыкновенные качества, нам давно знаком.
В нем - с самого начала Камня - узнается персонаж, который можно было
бы назвать Пропавшим Принцем или Неузнанным Царем, подобно Эдипу, Моисею,
Королю Артуру и бесчисленному множеству других героев, имеющихся в культуре
каждого народа. До получения письма-приглашения из Хогвартса Гарри понятия
не имел о том, что он волшебник, и вообще о том, что на свете существует
волшебный мир.
Еще более узнаваемым делает его то обстоятельство, что он, во всяком
случае по весьма своеобразным критериям Дурслей, - своего рода Гадкий
Утенок. Он сам и все с ним связанное кажется его родственникам нелепым
и возмутительным. С Гарри обращаются точь-в-точь как с Золушкой, мальчик
заточен в мире куда менее интересном, чем тот, к которому он принадлежит
по праву рождения, живет чулане под лестницей (а в Хогвартсе его ожидает
кровать с пологом), питается объедками (неудивительно, что роскошный
праздничный стол в Хогвартсе повергает его в радостное изумление).
Его личное мнение о себе
С первым появлением Гарри в мире волшебников мгновенно сбываются его
самые неосуществимые мечты (все, кого он встречает, уже слышали о "великом
Гарри Поттере"), однако это не избавляет его от робости и неуверенности
в себе. Похожий на молнию шрам - не единственный след, оставленный Волан-де-Мортом:
у того давнего поединка были куда более глубокие последствия. Некоторые
черты Волан-де-Морта каким-то образом передаются Гарри. Ему не дает
покоя вопрос, на котором споткнулась Распределяющая Шляпа в начале Камня:
где его место - в Гриффиндоре, известном своей честностью и отвагой,
или в Слизерине, падком на все темное и дурное? В Комнате Дамблдор рисует
такую картину взаимоотношений добра и зла, где они не только контрастируют
друг с другом, как тьма и свет, но и смешиваются, давая тени и полутона.
Частица Волан-де-Морта в Гарри, объясняет он, просто делает его менее
заурядным и более могущественным по сравнению с обычным учеником Гриффиндора.
Кроме того, это помогает ему понимать Волан-де-Морта, что тоже можно
считать несомненным преимуществом. Эта "фора" в силе и знании,
безусловно, поможет Гарри в будущих сражениях.
Родословная
Мать Гарри, могущественная колдунья, была тем не менее урожденной маглой.
В глазах тех, кто, подобно Драко Малфою, озабочен родословной, это сильно
понижает статус Гарри. Однако если считать, что родословная вообще имеет
какое-то значение, Гарри скорее выигрывает оттого, что он "полукровка".
Между прочим, его диалог с Драко перекликается со случаем, приключившимся
с другим великим британским колдуном, Мерлином, о котором рассказывает
древний историк Гальфрид Монмутский: "...между двумя юношами, которых
звали Мерлин и Динабуций, вспыхнула ссора. И вот в разгар их препирательств
Динабуций крикнул Мерлину: "Что ты равняешь себя со мною, глупец?
Тебе далеко до меня. Ведь я и со стороны отца, и со стороны матери происхожу
из королевского рода, а кто ты, никому неведомо, ибо нет у тебя отца!"
Но родовая спесь сыграла с гонителем Мерлина, так же, как и с Драко
Малфоем, злую шутку. Его выкрики привлекли внимание посланцев короля
Вортигерна, которым было велено найти мальчика, никогда не знавшего
своего отца. Юного Мерлина забирают к королю, и этот день становится
началом его карьеры.
Тысячеликий Гарри
Приключения Гарри тоже развиваются по узнаваемой схеме. Ученый Джозеф
Кэмпбелл написал подробную монографию о "Тысячеликом герое"
- персонаже, типичном для всех мировых культур. Все эти герои - от Одиссея
из древнегреческих мифов до Люка Скайуокера из "Звездных войн"
- и легенды, с ними связанные, поразительно похожи друг на друга. Гарри
в этом ряду - тысяча первый.
Кэмпбелл сводит все эти истории к следующему: "Герой отваживается
покинуть мир повседневности и отправиться в чудесную область сверхъестественного.
Там на его долю выпадают фантастические встречи и приключения, и в конце
концов он одерживает решительную победу. Герой возвращается из своего
таинственного путешествия, одаренный способностью творить благо ближним".
Путешествие героя можно разделить на три этапа, которые Кэмпбелл условно
называет Отправлением, Посвящением и Возвращением.
I. Отправление
Крой получает известие о предстоящем приключении.
Согласно Кэмпбеллу, биография героя начинается в обычном мире. Потом
он вступает в новый этап своей жизни. Например, прибывает некий гонец,
возвещающий герою зов судьбы.
Самое начало Камня вполне соответствует этой схеме. Гарри влачит жалкое
существование в семье Дурслей - и вдруг узнает, что есть место, где
его ждут, - Хогвартс. Поскольку Дурсли перехватывают все письма, к ним
приезжает Хагрид, чтобы забрать Гарри.
Гарри по-прежнему проводит летние каникулы у Дурслей, поэтому все следующие
книги начинаются с описания жизни Гарри в обычном мире.
Бывает, что герой не хочет следовать зову судьбы. Однако каковы бы ни
были причины такого отказа - верность долгу или эгоистическое нежелание
помогать другим, - со временем он обнаруживает, что, по сути, лишен
выбора.
Подобный элемент отсутствует в Камне, однако Гарри проходит через это
в других книгах.
В Комнате его раздражает всеобщее внимание, прикованное к нему после
случившихся с ним событий, он мечтает о безвестности. Однако бесстрашный
характер не позволяет ему закрыть глаза на загадочные происшествия -
которые, как выясняется позже, волею судьбы имеют к нему самое прямое
отношение.
В Кубке, несмотря на то, что он отказывается от попыток перехитрить
Кубок огня и положить в него заявку на участие в Турнире Трех Волшебников,
Кубок все равно выбирает его.
Герой встречает покровителя и проводника, который чудесным образом помогает
ему, - например, даря волшебный амулет.
С Гарри Поттером это происходит снова и снова. В Камне один из его покровителей
с самого рождения - Хагрид. Именно он был тем волшебником, который привез
младенца-Гарри к Дурслям. Через некоторое время они встречаются снова,
и, когда Гарри по пути в Хогвартс посещает Косой переулок, Хагрид помогает
ему купить волшебную палочку и прочее волшебное снаряжение. На день
рождения Хагрид дарит ему сову, Буклю. Кроме того, в роли покровителя
и проводника выступает Дамблдор. В Камне он передает Гарри плащ-невидимку.
В Азкабане Гарри узнает, что ему уже давно помогал Сириус.
Крой оказывается на пороге нового мира. Покровитель может лишь довести
его до этого порога, однако переступить его герой должен в одиночестве.
Не исключено, что ему придется сразиться со стражем, охраняющим порог,
или перехитрить его.
Все приключения Гарри вступают в кульминационную фазу уже за заветным
порогом, когда он остается в полном одиночестве.
В Камне Рону удается помочь Гарри правильно построить шахматную партию,
а Гермиона в состоянии подсказать ему, какое зелье позволит пройти сквозь
языки черного пламени; но только Гарри может войти в "последнюю
комнату", где ему предстоит встреча с Квирреллом.
В Комнате, несмотря на то что встречаться с василиском и спасать Джинни
Уизли отправляются по канализационным трубам трое - Гарри, Рон и Локоне,
после дний этап опасного пути Гарри должен проделать один.
Герой попадает во "чрево кита". Эта фраза взята из легенд,
подобных истории Ионы, и означает, что герой погружается в стихию неведомого.
Бросается ли Гарри в Тайную Комнату или прокрадывается в убежище Люпина
мимо Гремучей ивы - он неизменно во "чреве кита".
II. Посвящение
Оказавшись в непривычной обстановке, герой проходит через ряд испытаний.
Он может неожиданно для себя встретить союзников, которые помогут ему
в этих испытаниях. Случается, что помощь приходит со стороны каких-нибудь
невидимых сил.
Все это происходит в каждой книге. Гарри всякий раз получает новые амулеты,
такие, как плащ-невидимка в Камне и Карта Мародеров в Азкабане. Он учится
вызывать на подмогу сверхъестественные силы, например Патронуса.
Героя похищают, либо ему приходится пускаться в путь ночью, либо плыть
морем.
Гарри в буквальном смысле похищают, когда он прикасается к Кубку Трех
Волшебников, превращенному в портал.
Герой сражается с символическим драконом. Иногда он претерпевает ритуальную
смерть, а в некоторых случаях даже бывает изувечен.
Гарри сражается с василиском, с дементорами и. конечно, с главным символическим
драконом - Волан-де-Мортом.
Практически каждое приключение сопряжено для Гарри с той или иной физической
травмой - к примеру, в Комнате он оказывается, изувечен в прямом смысле
этого слова: вначале ломает руку во время матча по квиддичу, а сразу
вслед за этим в результате несчастной случайности (некомпетентно произнесенного
заклинания) лишается всех костей.
Героя узнает его отец или происходит его воссоединение с отцом. Он начинает
осознавать незримое присутствие отца в своей жизни.
В каждом приключении Гарри есть трогательный момент его контакта с родителями.
Так, в Камне они появляются в Зеркале Еиналеж, в Кубке в виде духов,
исторгнутых волшебной палочкой Волан-де-Морта.
Герои достигает почти что божественного достоинства. Неведение и страх
остаются в прошлом.
Гарри одерживает победу над страхом почти в каждом приключении. И хотя
всякий раз он удивляется, что ему вновь это удалось, у него возникает
чувство - и после каждой новой встречи с Волан-де-Мортом оно усиливается,
- что Темный Лорд не в силах одолеть его. Как говорит Дамблдор в конце
Кубка: "Тебе попалась ноша взрослого волшебника, и ты оказался
достойным нести ее".
Герои получает "высшее благо" - объект своих поисков. Это
мокнет быть эликсир жизни, однако может оказаться, что высшее благо"
отличается от исходной цепи, потому что герой в процессе поисков становится
мудрее.
В Камне Зеркало Еиналеж помещает "высшее благо" - оно и впрямь
оказывается средством для получения эликсира жизт1и - прямо ему в карман.
В Комнате он побеждает чудовище, несколько десятилетий жившее под Хогвартсом,
и спасает Джинни Уизли (а также множество других учеников, которые могли
бы стать жертвами василиска).
В Азкабане он "находит" того, кого ищут все волшебники, -
Сириуса Блэка. Но узнав правду о Блэке, он ухитряется спасти его от,
казалось бы, неминуемой смертной казни - фактически дает ему эликсир
жизни.
В Кубке цель ясна - победа в Турнире Трех Волшебников. Но то, что выпадает
на долю Гарри, оказывается куда серьезнее. Он один на один сражается
с Волан-де-Мортом на волшебных палочках и вновь избегает смерти - на
сей раз благодаря своему собственному искусству. Гарри начинает понимать,
какой он могущественный волшебник.
III. Возвращение
Герой совершает "чудесный перелет" обратно в свой мир. Бывает,
что его спасают какие то волшебные силы. Возможно, помогает один из
его прежних покровителей. Порой появляется человек или предмет, принадлежащий
к привычному ему миру, и переносит его обратно.
В Камне Гарри ожидает чудесное спасение: он переносится обратно, так
и не приходя в сознание.
В Комнате его спасает Фоукс. Феникс приносит Распределяющую Шляпу, в
которой оказывается меч Гриффиндора. Потом птица нападает на василиска.
В Кубке, говоря с образом Седрика Диггори, исторгнутым из волшебной
палочки Волан-де-Морта, Гарри торжественно клянется ему, что вернет
его тело в Хогвартс.
Возвращение - еще один порог, который герою надо переступить. Нередко
ему трудно бывает вновь "вписаться" в обычную жизнь, пережитый
им опыт создает барьер отчуждения между ним и окружающими.
После каждого школьного года Гарри приходится возвращаться в дом Дурслей
на Тисовой улице - в дом, где его никогда не понимали и не поймут. Даже
волшебники не вполне понимают его, как сказано в конце Азкабана: "Никто
в Хогвартсе не узнал правды о том, что произошло... К концу семестра
Гарри услышал множество фантастических версий о том, что тогда случилось,
но ни одна из них даже не приблизилась к истине".
Герой осваивается в двух мирах: обычном, составляющем его материальный
опыт, и магическом - олицетворяющем его внутреннюю сущность.
Для большинства волшебников перспектива всего только оказаться рядом
с Волан-де-Мортом - леденящий душу кошмар. Гарри довелось быть с ним
не раз, он видел вещи, которых не видел ни один волшебник. Благодаря
этим встречам ему раскрывается та часть собственной души, о которой
другие волшебники никогда не задумываются. У читателя возникает уверенность,
что рано или поздно - несмотря на все сомнения самого Гарри - пережитый
им опыт поможет ему превзойти в волшебной мощи даже Дамблдора. (Вне
всякого сомнения, Дамблдор тоже знает об этом - и рад этому)
Герой отвоевывает себе свободу. Он побеждает страхи, мешавшие ему жить
полной жизнью.
Страх, как мы понимаем, - главный враг Гарри; даже больший, чем Волан-де-Морт.
В Азкабане профессор Люпин не дает Гарри возможности сразиться с боггартом,
потому что не хочет, чтобы в школе появлялся образ Волан-де-Морта. Но
Гарри говорит ему: "У меня мелькнула мысль о Волан-де-Морте...
Но я тут же вспомнил дементора". Люпин потрясен тем, насколько
глубоко Гарри проник в суть вещей: "Выходит, больше всего на свете
ты боишься страха. Это похвально!"
Конечно, Дж. К. Ролинг не придерживается с точностью вышеописанной схемы.
Эти темы появляются в каждой из ее книг - так же, как и в мифологии
и фольклоре на протяжении многих веков, поскольку на долю героев выпадают
примерно одни и те же приключения. Чтобы сразиться с темными силами
мироздания, героям приходится встречаться лицом к лицу с темными силами
внутри себя. Каждое новое приключение показывает им, что они достойны
победы. Мы понимаем Гарри потому, что, как говорит Кэмпбелл, "каждый
из нас принимает участие в самом главном испытании".
Сокращения названий книг, упоминаемых в тексте:
Камень-"Гарри
Поттер и философский камень"
Комната- "Гарри
Поттер и Тайная комната"
Азкабан- "Гарри
Поттер и узник Азкабана"
Кубок- "Гарри
Поттер и Кубок огня"
Материал позаимствован из книги Дэвида
Колберта "The Magical Worlds of Harry Potter". Все права на
книгу на русском языке принадлежат издательству "Росмэн".